Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Тема «Свобода и необходимость в деятельности человека» относится к области философии и подталкивает, скорее, к размышлению и самоанализу, нежели к заучиванию теории. Тем не менее несколько ключевых теоретических аспектов в этой теме мы проговорим.

Три ключевых понятия, вокруг выстраивается теория:

● свобода;

● необходимость;

● ответственность.

Что касается понимания свободы, то здесь мы обращаемся к области философии и видим, что свобода интерпретируется в следующем ключе:

1) как важнейшая ценность цивилизованного человечества (свобода выбора и свобода действия являются одной из важнейших ценностей современного демократического общества),

2) осознанная необходимость (свобода предполагает возможность выбора, но человек должен понимать, что он является частью общества и быть абсолютно свободным невозможно, общественные отношения регулируются нормами морали, права, традициями и так далее, и человек должен осознавать необходимость этих ограничителей),

3) это форма связи человека с другими людьми (свобода выбора — это важнейшее условие взаимодействия людей в современном обществе, свобода в отношениях между людьми не означает полнейшей анархии и вседозволенности, свобода означает право человека на принятие самостоятельных решений и выражение своего мнения).

Если обратиться к определению понятия «свобода», которое кочует из одного справочника в другой, то свобода — это

специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира

Довольно странно определять фундаментальную философскую категорию «свободы» через ещё более фундаментальную категорию «бытие». Если пытаться сформулировать определение понятия «свобода» более понятным и простым способом, то можно сказать, что

Свобода – это умение личности самостоятельно вырабатывать цели, принимать решения и делать выбор в соответствии со своими интересами и объективной необходимостью.

Важно понимать, что свобода — это возможность выбора, а не вседозволенность. Более того, свобода выбора — это большая ответственность, поскольку, принимая решения, человек реализовывает свою воли и держать ответ за свои поступки нужно будет именно ему.

Но если человек совершает действия не свободно, а по необходимости, должен ли он отвечать за свои поступки?

Необходимость – это устойчивая связь явлений и объектов действительности, которая определяется всем предшествующим ходом их развития.

Необходимость мы можем обнаружить, в первую очередь, в природе в виде объективных законов. Например, подброшенный вверх камень с необходимостью упадёт вниз, поскольку на него подействуют силы всемирного тяготения. Необходимость может существовать и в социальном мире. Но мера необходимости и свободы оказывается различна в разные исторические эпохи, например в условиях рабовладельческого строя раб не обладает даже свободой распоряжаться своей жизнью, в условиях современного мира мы признаём в качестве незыблемого принципа право человека на жизнь и распоряжаться этой жизнью по своему усмотрению.

Однако граница свободы и необходимости проходит ещё и в сознании каждого человека. Если мальчик Петя растёт в семье потомственных врачей и с детства ощущает на себе бремя ответственности за продолжения семейных традиций, хотя к медицине не питает сильных чувств, его поступление в медицинский ВУЗ — это необходимость или свободный выбор? Для человека со стороны — это будет выбор Пети, потому что в кандалах в приёмную комиссию его никто не тащил, для самого Пети — это необходимость, родители бы не приняли от него никакого другого решения.

Противопоставление свободы и необходимости в жизни человека находит своё отражение в двух противоположных философских концепциях: фатализм и волюнтаризм.

Понятие «ответственности» — третье ключевое понятие в данной теме.

Ответственность — это сознательное осуществление требований, предъявляемых к личности, коллективу и обществу.

Ответственность личности имеет две стороны:

1) внешняя ответственность (ответственность личности перед другими людьми и государством, например, моральная или правовая ответственность, она является внешней — поскольку система требований предъявляемых к личности сформулирована не ей самой, а внешними структурами)

2) внутренняя ответственность (личность отвечает перед собой, например, чувство долга, совести и т.д., ориентиры и требования устанавливает сама личность, поэтому это внутренняя ответственность)

Основные регуляторы ответственности:

● совесть,

● право,

● нормы морали.

Советь выступает регулятором внутренней ответственности личности, а право и мораль — внешней.

Что является более эффективным регулятором поведения человека — внутренние или внешние регуляторы, также вопрос дискуссионный. Например, человек не совершает преступления, потому что боится юридической ответственности, это внешний ограничитель, значит, велика вероятность, что в ситуации, когда человек на 100% уверен, что никто не узнает о его преступлении и не накажет его, он это преступление совершит. Если бы он руководствовался внутренними регуляторами, совесть не позволила бы совершить ему этот поступок. Но как быть, если вокруг нас люди с низкой чувствительностью к совести, слабохарактерные и т.д. Если мы не введём внешние ограничители, не будем использовать тот же страх наказания, а будем покорно ждать, пока сформируется их чувство долга и совести, общество не сможет существовать в таком режиме.

Источник: zen.yandex.ru

Добавить комментарий