ЕГЭ 1.6 Потребности и интересы

Человек в отличие от животных способен к сознательной и целенаправленной деятельности, и одним из элементов деятельности являются мотивы — то есть внешние и внутренние условия и стимулы, определяющие направление деятельности человека и заставляющие его действовать. Некоторые исследователи рассматривают потребности как один из возможных мотивов деятельности человека наряду с интересами, идеалами и так далее, а некоторые выделяют потребности в качестве самостоятельного элемента деятельности. И в том и в другом случае мы понимаем, что потребности играют важную роль в жизни человека, и каждый вид Потребность – это состояние неудовлетворенности, нужда человека в том, что необходимо для его жизни и деятельности.

Свойства потребностей человека

1) Потребности меняются вместе с развитием общества. Развитие науки и техники во многом определяет потребности общества, современного человека трудно представить без мобильного телефона, но ещё несколько десятилетий назад такой потребности не существовало. Более того, удовлетворение одной потребности порождает следующие. Например, мы приобрели мобильный телефон и теперь у нас возникает потребность приобрести чехол, защитное стекло и т.д.

2) Потребности возникают вновь и вновь. Многие потребности являются возобновляемыми, например, потребность в пище — спустя несколько часов после приёма пищи мы ощущаем потребность подкрепиться снова.

3) Потребности человека индивидуальны. Потребности присущи каждому человеку, но проявляются они у всех по-разному. Потребность в пище есть у каждого, но кто-то предпочитает пиццу, кто-то борщ, кто-то греческий салат.

4) Потребности всегда связаны с чувством неудовлетворённости. Потребности, как мы сказали в определении, это состояния неудовлетворённости, они сопровождаются дискомфортом, вызванным отсутствием того, что нам сейчас нужно.

5) Потребности определяют избирательность восприятия мира. Эту особенность потребностей проще показать на примере. Когда мы идём по улице, испытывая чувство голода, мы замечаем магазины, кафе и рестораны. Когда мы хотим посмотреть какой-то фильм, мы замечаем афиши, кинотеатры и т.д.

6) Потребности человека образуют иерархическую систему. Для понимания этой особенности потребностей необходимо разобраться с видами потребностей.

Виды потребностей.

Существует несколько классификаций потребностей. Начнём с самой известной, пирамиды потребностей А.Маслоу.

А. Маслоу неслучайно выбрал пирамиду для графического обозначения потребностей, как и в пирамиде, каждый последующий уровень потребностей надстраивается над предыдущим. Если не удовлетворены физиологические потребности человека, потребности в безопасности (их иногда называют экзистенциальными) или принадлежности не возникнут (если мы хотим есть, мы первым делом набросимся на попавшуюся нам еду, не задумываясь о её полезности для нашего здоровья, и забыв о том, что обещали созвониться с друзьями и близкими).

В современной науке, мы, как правило выделяем три уровня (или три вида) потребностей. Это не противоречит пирамиде А. Маслоу, просто формирует более общие группы потребностей.

Биологические потребности являются первичными, врождёнными, а социальные и духовные — вторичными, приобретёнными. Поэтому мы говорим, что потребности человека образуют иерархическую систему

Потребности человека влияют на его интересы.

Интерес — это целенаправленное отношение, внимание человека к объекту его потребности.

Особенности интересов:

1) Определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Социальная среда влияет на интересы индивида, если человек воспитывается в творческой семье, ему будут интересны выставки, концерты, занятия на музыкальных инструментах. Если ученик приходит в класс, в котором все ученики настроены на учёбу и высокие результаты успеваемости, он будет заинтересован в том, чтобы не остывать от остальных в классе.

2) Интересы осознаются людьми. Человек понимает интересна ли ему эта книга или нет, интересен ему концерт этой группы или нет.

3) Интересы являются важными мотивами деятельности.

4) Интересы выражают направленность личности. Если подростку интересно общаться с людьми, ему нравится помогать одноклассникам и объяснять им решение каких-то задач, он выберет профессию учителя.

Виды интересов

И последнее, от интереса следует отличать склонность. Интерес концентрирует внимание на объекте потребности. Склонность же отражает направленность не на объект, а на определенную деятельность человека.

Источник: zen.yandex.ru

Добавить комментарий