Мышление и деятельность (мышление, формы и методы мышления)

Человек — это биосоциальное существо, наделённое сознанием, мышлением и речью. Несмотря на то что биологической основой мышления является хорошо развитый головной мозг, мышление — это социальная характеристика человека, а не биологическая, поскольку для формирования и развития основных мыслительных операций человек должен жить и воспитываться в социальной среде

Мышление – это активный процесс отражения действительности в сознании человека в форме понятий, суждений и умозаключений.

Поскольку мышление является основой познавательной деятельности человека, иногда мышление определяют как активный процесс познания, представляющий собой отражение предметов и явлений окружающей действительности. Это тоже верно, однако, в определении понятия «мышление» хочется сразу же подчеркнуть в каких формах протекает данный процесс, чтобы было понятнее, о чём идёт речь.

Биологической основой мышления, как уже было сказано, является головной мозг человека. Средством мышления является речь. А результат или промежуточный этап процесса мышления мы обозначаем понятием мысль.

Мышление человека имеет несколько особенностей.

1) Опосредованный характер. Мышление, как мы сказали, представляет собой процесс отражения действительности в сознании, но мышление не взаимодействует с окружающим миром напрямую, это делают органы чувств. Мозг только обрабатывает информацию, получаемую органами чувств о тех или иных предметах, но сам непосредственно с ними не контактирует. Базой мышления является чувственный опыт (наши ощущения, восприятия и представления), а также ранее приобретённые знания.

2) Обобщённость. Даже если человек думает о конкретном предмете, так или иначе он использует некоторые обобщения. Например, думая о конкретном яблоке, человек уже использует обобщённое понятие яблока. Любое понятие — это мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщённой форме. Более того, способность обобщать имеющийся опыт и знания является необходимым условием для развития и даже выживания человека. Например, зная, что все мухоморы ядовитые, человек не притронется к конкретному мухомору, встретившемуся ему в лесу.

3) Протекает в форме понятий, суждений и умозаключений.

Понятие — это мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «яблоко» включает в себя образы всех яблок, с которыми человек так или иначе сталкивался в своей жизни, и отражает не отдельные свойства, а саму сущность этого предмета.

Суждение — это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте при помощи понятий. Например, мы утверждаем, что «яблоки съедобные», «яблоки растут на деревьях», «из яблок нельзя построить дом» и т.д.

Умозаключение — это мысль, представляющая собой вывод, сделанный на основании нескольких суждений. Например, яблоки съедобны, этот предмет является яблоком, значит, я могу его съесть.

4) По природе своей социально. Во-первых, мышление человека развивается под воздействием социальной среды, а во-вторых, человек постоянно использует данные и знания, полученные другими людьми и переданные ему в готовом виде. Открывая учебник по физике, ученик приобщается к открытиям и научным экспериментам, которые были сделаны не им самим, а другими людьми.

5) Неразрывно связано с языком. Язык является средством мышления. Язык помогает нам оформить свои мысли, каждому понятию соответствует какое-то слово, думая мы буквально проговариваем свои мысли про себя. Кроме того, язык является средством получения и обмена информа­ци­ей между людьми, что также способствует развитию мышления.

6) Личностный характер. Мышление свойственно каждому человеку, но у всех оно протекает по-разному.

Типы мышления:

Теперь поговорим об основных методах мышления (или мыслительных операциях).

1. Анализ. Анализ представляет собой мысленный процесс разделения предмета или явления на составляющие. Когда объект мышления имеет сложную структуру, важно посмотреть из каких компонентов он состоит и изучить каждый компонент в отдельности.

2. Синтез. Обратный процесс, который предполагает объединение компонентов в одно целое. Это необходимо, для того чтобы понять, а как выделенные и изученные нами компоненты взаимодействуют друг с другом, какие связи выстраиваются между элементами целого.

3. Обобщение. Мыслительная операция, похожая на синтез, но без выявления связей между элементами. Обобщение — это простое объединение по общим признакам, то есть менее детальный синтез, поэтому иногда его даже не выделяют в качестве самостоятельной мыслительной операции.

4. Классификация. Классификация всегда проводится на основании какого-то критерия и представляет собой разложение предметов или явлений в разные группы по определённым признакам.

5. Сравнение. Сравнивая, мы обнаруживаем черты сходства или различия между рассматриваемыми нами объектами.

6. Конкретизация. Мы сказали, что мышление носит обобщённый характер, но это не означает, что человек не может рассуждать о конкретных вещах. Конкретизация означает извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.

7. Абстрагирование. Наличие абстрактного мышления очень важная характеристика человека, поскольку позволяет рассматривать отдельные стороны предмета или явления, отвлекаясь от всех остальных. Например, если нас интересуют вкусовые свойства яблок, мы отвлекаемся (абстрагируемся) от формы, цвета, размера яблок и т.д.

8. Дедукция. Это рассуждение представляющее собой движение от общего к частному. Дедуктивное умозаключение: все люди смертны, я человек, значит, я смертен.

9. Индукция. Обратный процесс — движение от частного к общему. Это яблоко мне нравится, я считаю его вкусным, это яблоко мне тоже нравится, и это яблоко кажется мне вкусным, значит, я люблю яблоки, мне нравится их вкус.

Виды мышления.

1) Логика. Логика — это «правильное мышление», основанное на определениях, классификациях, анализе, доказательствах и опровержениях.

2) Интуиция. Интуиция антипод логики. Интуиция даёт человеку знание в готовом виде как результат озарения и не понятно, каким образом это знание возникло.

3) Рефлексия. Рефлексия — это мышление, направленное на само себя, самоанализ. Например, когда в конце урока ученик задумывается: а что я понял на уроке? что нового узнал? что мне показалось трудным? — это рефлексия.

4) Медитация. Медитация, как ни странно, тоже вид мышления. Это особое углубленное мышление о каких-то значимых вещах, о духовной истине или нравственной идее, при котором человек созерцает самого себя, абстрагируясь от всех остальных внешних и внутренних факторов.

Источник: zen.yandex.ru

Добавить комментарий